Приобретение подержанного автомобиля всегда связано с определенными рисками. Особенно это касается машин отечественного производства. Если вы нацелены на покупку Лада Самара с пробегом, важно знать все нюансы, чтобы не столкнуться с неприятными сюрпризами. В этой статье мы подробно разберем, как выбрать надежный б/у российский авто, на что обратить внимание при осмотре и какие проблемы чаще всего встречаются у этих моделей.
Почему стоит рассмотреть подержанную Ладу Самара?
Несмотря на возраст и репутацию, подержанная Лада Самара до сих пор пользуется спросом на вторичном рынке. И вот почему:
- Доступная цена: Это одно из главных преимуществ. За относительно небольшие деньги можно стать владельцем собственного транспортного средства.
- Простота в обслуживании: Конструкция «Самары» довольно проста, что позволяет выполнять многие ремонтные работы своими руками или в недорогих сервисах. Запчасти легко найти и стоят они сравнительно недорого.
- Ремонтопригодность: Благодаря своей распространенности и простоте, эта машина легко ремонтируется. Большинство механиков хорошо знакомы с типичными неисправностями.
- Надежность некоторых узлов: При должном уходе некоторые агрегаты, такие как двигатель и коробка передач, могут прослужить достаточно долго.
На что обратить внимание при выборе Лады Самара с пробегом
Прежде чем принимать решение о покупке Лада Самара с пробегом, тщательно изучите состояние автомобиля. Вот ключевые моменты, на которые стоит обратить внимание:
Кузов и лакокрасочное покрытие
Это первое, что бросается в глаза и что может рассказать о многом. Осмотрите автомобиль при дневном свете.
- Коррозия: «Самары» известны своей склонностью к ржавчине. Особое внимание уделите порогам, аркам колес, днищу, местам крепления амортизаторов, вокруг лобового и заднего стекол, а также под капотом и в багажнике.
- Зазоры между элементами: Неравномерные зазоры между дверями, капотом и крышкой багажника могут свидетельствовать о серьезных ДТП.
- Состояние краски: Несоответствие оттенков, следы неаккуратного окрашивания указывают на кузовной ремонт.
- Состояние стекол и оптики: Трещины на лобовом стекле – повод для торга или отказа от покупки. Фары и задние фонари должны быть целыми, без сколов и трещин.
Двигатель
Сердце автомобиля. Его состояние критически важно.
- Запуск: Двигатель должен заводиться легко и без посторонних шумов.
- Работа на холостом ходу: Проверьте стабильность оборотов. Двигатель не должен «троить» или глохнуть.
- Выхлоп: Сизый дым указывает на износ маслосъемных колпачков или поршневых колец, черный – на проблемы с топливной системой (для карбюраторных версий), белый – на попадание антифриза в камеру сгорания (пробита прокладка ГБЦ).
- Течи: Осмотрите двигатель на предмет потеков масла или антифриза.
- Посторонние шумы: Стук, грохот, свист могут говорить о серьезных неисправностях (гидрокомпенсаторы, износ подшипников, проблемы с ГРМ).
Трансмиссия (коробка передач)
Оцените работу механической коробки передач.
- Переключение передач: Должно быть четким, без усилий и посторонних шумов.
- Выбивание передач: Поездите на разных передачах, убедитесь, что ни одна из них не вылетает.
- Шум: Сильный гул или вой во время движения может указывать на износ подшипников.
Подвеска и рулевое управление
Важны для безопасности и комфорта.
- Стуки и скрипы: Во время тест-драйва прислушайтесь к работе подвески на неровностях. Стуки могут говорить об износе амортизаторов, сайлентблоков, шаровых опор.
- Люфт руля: Недопустим. Рулевое управление должно быть четким, без излишнего свободного хода.
- Состояние ШРУСов: При повороте руля до упора и старте не должно быть хруста.
Тормозная система
Проверьте работоспособность тормозов.
- Эффективность торможения: Автомобиль должен тормозить ровно, без увода в сторону.
- Скрип: Может указывать на износ колодок.
- Уровень тормозной жидкости: Должен быть в норме.
Салон
Осмотр салона также даст представление об эксплуатации автомобиля.
- Состояние сидений и обшивки: Износ, прожоги, разрывы.
- Работа приборов и электроники: Проверьте все кнопки, лампочки, стеклоподъемники, печку, магнитолу.
- Запах: Запах плесени или сырости может говорить о протечках кузова.
Чек-лист осмотра Лады Самара перед покупкой
Чтобы ничего не упустить, воспользуйтесь этим чек-листом при проверке российского авто:
Внешний осмотр:
- Осмотрите кузов на предмет ржавчины (особенно пороги, арки, днище, места крепления амортизаторов).
- Проверьте равномерность зазоров между кузовными элементами.
- Оцените состояние лакокрасочного покрытия, наличие следов ремонта.
- Проверьте целостность и прозрачность стекол и оптики.
- Осмотрите шины: равномерность износа, остаточная глубина протектора.
Двигатель и подкапотное пространство:
- Заведите двигатель: легко ли заводится, есть ли посторонние шумы при старте.
- Проверьте работу на холостом ходу: стабильность оборотов, отсутствие «троения».
- Осмотрите двигатель на предмет течей масла, антифриза, тормозной жидкости.
- Оцените выхлоп: цвет дыма, отсутствие черного или сизого дыма.
- Проверьте уровень всех технических жидкостей (масла, антифриза, тормозной жидкости).
- Осмотрите ремень ГРМ (если видно) на наличие трещин (требует замены каждые 60-80 тыс. км).
Трансмиссия:
- Протестируйте переключение передач на месте и в движении: должно быть четким, без хруста.
- Проверьте, не вылетают ли передачи во время движения.
- Оцените шумность коробки передач.
Подвеска и рулевое управление:
- Нажмите на крылья и отпустите: автомобиль должен сделать не более 1-2 колебаний.
- Проверьте люфт руля.
- При тест-драйве прислушайтесь к стукам и скрипам на неровностях.
- На ровной дороге автомобиль не должен уводить в сторону.
- Выверните руль до упора и начните движение: не должно быть хруста ШРУСов.
Тормозная система:
- Оцените эффективность торможения.
- Убедитесь, что автомобиль тормозит ровно, без увода.
- Осмотрите тормозные диски и колодки на износ.
Салон и электрика:
- Проверьте работу всей электрики: фары, поворотники, стоп-сигналы, подсветка приборов, печка, магнитола, стеклоподъемники.
- Осмотрите состояние сидений, обшивки.
- Проверьте работу ремней безопасности.
- Убедитесь в наличии аптечки, огнетушителя, знака аварийной остановки.
- Проверьте работу ручного тормоза.
Типичные проблемы Лады Самара
Зная эти слабые места, вы сможете целенаправленно искать их при осмотре подержанного автомобиля и быть готовым к возможному ремонту.
- Кузов: Главная боль «Самар» – коррозия. Особенно страдают пороги, арки, кромки дверей, ниши крепления амортизаторов, пол багажника и пол под задним сиденьем.
- Система охлаждения: Часто текут патрубки, радиатор, помпа. Особенно внимательно осматривайте пластиковые элементы.
- Ходовая часть: Относительно быстро выходят из строя шаровые опоры, сайлентблоки, ступичные подшипники, амортизаторы (особенно на ранних моделях).
- Электрика: Окисление контактов, проблемы с проводкой, выход из строя датчиков (особенно на инжекторных версиях).
- Трансмиссия: Часто встречается износ синхронизаторов, что приводит к затрудненному включению передач, особенно первой и задней. Также возможны проблемы с подшипниками.
- Двигатель: Для карбюраторных версий характерен износ карбюратора. Для инжекторных – проблемы с датчиком массового расхода воздуха (ДМРВ), регулятором холостого хода (РХХ), датчиком положения дроссельной заслонки (ДПДЗ). Также возможны течи масла через сальники.
- Печка: Часто забивается радиатор печки или выходит из строя моторчик.
История обслуживания и документы
Обязательно запросите у продавца все документы на автомобиль. История обслуживания может многое рассказать о том, как за машиной ухаживали. Уточните следующие моменты:
- ПТС (Паспорт транспортного средства): Проверьте количество владельцев. Чем их меньше, тем, как правило, лучше.
- СТС (Свидетельство о регистрации транспортного средства).
- Сервисная книжка: Если есть, очень хорошо. Отметьте регулярность прохождения ТО.
- Документы о ремонте: Счета, чеки из сервисов, подтверждающие замену запчастей или проведение работ.
- Договор купли-продажи: Обязательно в присутствии продавца.
Не стесняйтесь задавать вопросы о том, какие ремонты проводились, как часто меняли масло и другие расходники. Любое увиливание от ответа должно насторожить.
Заключение
Выбор подержанного автомобиля, тем более Лада Самара с пробегом, требует внимательности и терпения. Следуя нашим рекомендациям и используя чек-лист, вы значительно повысите свои шансы на приобретение надежного транспортного средства. Помните: лучше потратить больше времени на осмотр и проверку российского авто, чем потом вкладывать значительные средства в дорогостоящий ремонт. Успешной покупки!