Масляный фильтр mahle или bosch

Лучшие масляные фильтры для автомобильных двигателей

Для обеспечения безопасности автомобиля водители выбирают масляные фильтры, исходя из личных предпочтений. Одним потребителям нравятся модели определенных марок, другие перед покупкой фильтра изучают материалы проведенных рейтингов. Представляем перечень популярных позиций, выделяющихся по техническим свойствам и эксплуатационным характеристикам:

  1. Mahle OC205 (Австрия).
  2. Mann W75/3 (Германия).
  3. Bosch 0451103316 (Германия).
  4. Hyundai/Kia 26300-35503 (Корея).
  5. Fram PH6811 (Нидерланды).
  6. Finwhale LF101 (Германия).
  7. БЕЛМАГ (Россия).
  8. БИГ ФИЛЬТР (Россия).
  9. GOODWILL (Великобритания).
  10. SCT (Германия).

Лучшие производители масляных фильтров премиум-класса

Если цена не влияет на выбор, что купить для установки в автомобиль, можно рассмотреть масляные фильтры премиального качества от брендов мирового масштаба. Они демонстрируют высокое качество сборки, максимальный срок функционирования, повышенный ресурсный потенциал и степень фильтрации. Какой масляный фильтр лучше будет зависеть только о того, в какую машину его будут устанавливать, в остальном все номинанты этой категории рейтинга априори лучшие.

Mann

Крупнейшая европейская компания, которая на самом деле называется иначе – Filterwerk Mann+Hummel GmbH. Премиальный поставщик предлагает разные модели запчастей практически к любой марке автомобиля. На этапе производства, перед выходом в продажу ассортимент проходит строжайший контроль сырья, расходных материалов, функциональности. Каждый год на рынок выходит десяток усовершенствованных моделей, в том числе и на конвейеры крупных автоконцернов. Бренд обслуживает не только легковой, но и специализированный, грузовой и мототранспорт.

Достоинства

  • Долговечность;
  • Высокое качество;
  • Сотрудничество с ведущими автопроизводителями;
  • Строгий операционный, входной контроль;
  • Модели для российского транспорта;
  • Ежегодные нововведения.

Недостатки

  • Цена;
  • Риски фальсификации.

На изделия с таким именем наблюдается повышенный спрос, внимание со стороны водителей всего мира. Это говорит о высоких эксплуатационных параметрах, но одновременно приводит к частым случаям поделок и фальсификации

Purflux

Такая торговая марка принадлежит группе Sogefi. Производитель ориентируется на автовладельцев марки Renault, предлагая им оригинальную продукцию с гарантией. Отличие таких масляных фильтров – это очищающий элемент из бумаги в форме двойной гармошки, уложенной сверху вниз, по диаметру. При небольшой высоте и малом количестве ребер, площадь фильтрующей части немаленькая. Еще один плюс в копилку бренда – рациональность конструктивного отношения, продуманность каждой мельчайшей детали.

Достоинства

  • Оригинальная сборка;
  • Высокий показатель фильтрации;
  • Собственный исследовательский центр;
  • Хитрая конструкция, предупреждающая поделки;
  • Цены, соответствующие функциональности.

Недостатки

Небольшой охват машин.

Несмотря на то, что это далеко не дешевая продукция, нареканий на расценки в отзывах практически нет. Водители знают, за что они отдают деньги, особенно хвалят инновационную форму фильтра. К сожалению, далеко не на каждую машину можно установить такие запчасти.

Mahle

Мировой бренд, поставщик высокотехнологичных автозапчастей для самых разных марок машин, разных аксессуаров, деталей. Если это оригинальная продукция, она выступает гарантом качества, повышенного рабочего потенциала. Компания успевает тесно сотрудничать со многими крупными автомобильными изготовителями, параллельно выгружая большие партии товаров на вторичный рынок. Это позволило быстро популяризировать ассортимент на российском рынке. По словам разработчиков один фильтр способен выдержать 50 тысяч км пробега.

Достоинства

  • Повышенный номинальный ресурс;
  • Высокий показатель надежности;
  • Продуманная конструкция;
  • Срок эксплуатации;
  • Клапаны из термостойкой резины;
  • Большой охват рынков.

Недостатки

  • Много поделок;
  • Цена.

Эксперты подтверждают реальность того, что один фильтр Mahle демонстрирует такой внушительный пробег. Но за такие показатели придется заплатить немаленькую сумму. Из-за безупречной репутации бренда часто случаются поделки. Ежегодные разработки, внедрение новых технологий позволяют обслуживать товарами Mahle большинство марок авто.

Mann-Filter

Компания Mann-Filter — один из лидеров в производстве жидкостных и газовых фильтров Европы. Она выпускает фильтры под марками Mann, WIX Filters, Filtron, Purolator. Также ее продукцию можно встретить в составе ОЕМ-продуктов множества марок.

Фильтры Mann поставляются потребителям в простой картонной коробке фирменной желто-зеленой расцветки. На ней можно найти данные по совместимости, а словосочетание «масляный фильтр» написано на 12 языках, включая русский и корейский.

У нас в руках фильтры моделей W 811/80 и W914/2. Первый предназначен в основном для автомобилей Hyundai и других корейских, японских и китайских моделей, второй — для обладателей машин и некоторых редких иномарок. Произведены фильтры в Корее и Германии соответственно, о чем гласят надписи как на коробках, так и на самих фильтрах.

Упаковка отличается аккуратной полиграфией и сборкой. Корпуса самих фильтров тщательно окрашены: 914/2 имеет синий цвет, 811/80 — черный. На корпусе каждого фильтра можно найти набор пиктограмм, напоминающих об основных правилах его замены и обращении с отработанными материалами, о названии модели и производителя. На фильтре 914/2 также помещен штрихкод, а у 811/80 имеется защитная пластиковая мембрана, которая защищает внутренности от попадания мусора перед установкой.

Также корпуса фильтров снабжены насечкой для облегчения установки и снятия. Качество завальцовки высокое, повреждений краски в зоне стыковки частей корпуса нет. Фильтр для ВАЗ имеет простое плоское уплотнительное кольцо из жесткой резины, у фильтра для Hyundai кольцо из более мягкого материала сложного профиля. Резьба выполнена максимально аккуратно, поверхность абсолютная гладкая, без заусенцев и следов механической обработки. У фильтра 914/2 можно увидеть внутри байпасный клапан, он выполнен из белой пластмассы. Противодренажный клапан у него из белого эластомера, а у 811/80 — из резины кирпичного цвета.

Масляный фильтр какой фирмы лучше выбрать

Хорошие масляные фильтры предлагает ряд компаний, это бренды из разных стран, отечественные производители. Чтобы определить, какие марки наиболее успешные, надежные, эксперты ознакомились с отзывами покупателей, рекомендациями мастеров, специалистов по ремонту машин, после чего составили ТОП обзор. В него вошли:

  • БелМаг – российская компания, основанная в Магнитогорске в 1996 году. Научно-производственное объединение сегодня выступает одним из самых востребованных поставщиков деталей на машины ГАЗ, ВАЗ, Шевроле, Дэу. Не так давно БелМаг выпускает продукцию специально для альянса Renault-Nissan-АвтоВАЗ.
  • Sakura – торговая марка, принадлежащая заводу ADR Group, который был основан в 1973 году. Японский логотип предлагает огромный выбор масляных, воздушных, гидравлических, топливных, водоотделительных фильтров для транспорта любого типа. Каждая единица товара соответствует стандартам ISO/TS 16949:2002.
  • Finwhale – немецкая компания, основанная в Швейцарии в 1991 году. А в 1997 году ее ассортимент уже был представлен на российском рынке. Мощности инжиниринговой компании GRUNNTECH GmbH позволили организовать успешное производство автокомпонентов.
  • Автоагрегат – отечественный производитель автомобильных деталей и элементов, появившийся на рынке в 1994 году. Автозапчасти пользуются большим спросом, так как отлично подходят под легковой, грузовой транспорт, автобусы российского производства.
  • Goodwill – английский производитель и поставщик качественных запчастей с долгим сроком службы. Мощности находятся не только в Великобритании, но и Южной Корее, Италии, Испании. Качество выпускаемых автокомпонентов строго контролируется по стандартам ISO9001/9002, ECE R-90.
  • Bosch – известный немецкий бренд, существующий с 1886 года. Является ведущим поставщиком технологий, услуг в сфере промышленности, автомобильного дела, потребительских товаров. Интернациональный концерн поставляет продукцию во все страны мира.
  • SCT – известное немецкое предприятие, сотрудничающее с партнерами из Африки, Европы. Помимо такого имени компания обладает еще несколькими брендами. Поставляет автохимию, косметику, масла, средства для ухода за машинами и автозапчасти.
  • Fram – торговая марка, принадлежащая итальянской компании Sogefi с 1984 года. Под таким именем на рынке можно видеть преимущественно фильтры. Ассортимент выпускается на заводах, располагающихся более чем в 27 странах мира.
  • Hyundai/KIA – автомобильный концерн Южной Кореи, один из крупнейших в мире производителей автомобилей, автокомпонентов, запчастей. Все оригинальные товары под названием Hyundai/KIA принадлежат объединению Hyundai Motor Group.
  • Mann – еще один известный производитель фильтров Европы, поставщик крупных автомобилестроительных фирм. Добиться успеха компании удалось благодаря задействованию современных инноваций, продаже товаров премиум-класса. Общий ассортимент насчитывает свыше 2000 позиций.
  • Purflux – французская компания, выпускающая автофильтры с момента возникновения технологии под названием «Curve Pleat» в 1956 году. Сегодня производитель входит в группу Sogefi Group, которая разрабатывает фильтры SogefiPro, Fram, CoopersFiaam.
  • Mahle – целая группа Mahle Gmbh из Германии, объединившая в себе несколько компаний, а именно MWP Mahle, Pleuco GmbH, J.Wizemann, Knecht Filter Group. Дата основания – 1920 год. Не так давно представительство бренда появилось в России. Разработки Mahle кардинально повлияли на сферу автомобилестроения.

Системы очистки: какими они бывают

В современных двигателях применяют две схемы очистки масла: полнопоточную и комбинированную. Наиболее распространена полнопоточная схема, когда масло многократно проходит по кругу «масляный насос – фильтр – пары трения – картер». За примерами далеко ходить не надо – так очищается масло в двигателях большинства легковых автомобилей. Фильтры для них так и называют – полнопоточные.

В комбинированной системе параллельно полнопоточному фильтру включают дополнительный фильтрующий элемент или центрифугу.

В зарубежной литературе дополнительный фильтр именуют bypass filter, у нас же его называют «частичнопоточным», и вот почему. За время, когда через полнопоточный фильтр проходит 100% масла, частичнопоточный в зависимости от калибровки впускного канала пропускает от 1 до 10% – но с более тщательной «отбраковкой» инородных частиц. В качестве примера назовем такие цифры: тонкость отсева полнопоточного фильтра составляет около 45 мкм, а частичнопоточного – 1–3 мкм.

Испытания, проведенные в НАМИ, показали, что в сравнении с полнопоточными комбинированные системы в 2–3 раза снижают износ подшипников коленчатого вала и маслосъемных колец. Кроме того, они позволяют продлить срок службы моторного масла и почти в 2 раза увеличить ресурс полнопоточных фильтров.

Полнопоточная система с неразборным фильтром (а). Полнопоточная система с разборным
фильтром (б). Комбинированная система с полнопоточным и частичнопоточным фильтрами (в)

Но вместе с тем комбинированная система очистки масла усложняет двигатель и увеличивает его стоимость. И здесь у читателя может возникнуть вопрос: а нельзя ли сделать полнопоточный фильтр с трехмикронной тонкостью отсева и не городить дополнительную магистраль? К сожалению, нельзя. Такой фильтр имел бы ничтожный срок службы из-за быстрого засорения.

Есть такая поговорка: новое – это хорошо забытое старое. Она удивительным образом подходит к теме данного раздела. Так, принцип комбинированной очистки масла известен очень давно. В свое время наши «Победы» и «двадцать первые» «Волги» имели два масляных фильтра: полнопоточный пластинчатый и частичнопоточный картонный. Их и называли соответственно: фильтры грубой и тонкой очистки.

Первый не менялся никогда – его пластины очищались поворотом специального рычажка, после чего грязь оказывалась в нижней части корпуса и удалялась при замене масла. Второй имел сменный элемент – сейчас его назвали бы «картриджем». Именовался он АСФО – автомобильный суперфильтр-отстойник. Аналогичные решения применялись и на зарубежных автомобилях.

Эти фильтры были хороши для моторных масел того времени. А сегодня они оказалась бы неработоспособными, и вот почему. Благодаря эффективным моющим и диспергирующим присадкам уровень измельчения загрязнений в современных маслах очень высок – следовательно, посторонние частицы беспрепятственно пройдут через пластины фильтра грубой очистки и быстро забьют поры картонного элемента тонкой очистки.

Поэтому с появлением качественных масел модернизировались и системы очистки – они стали полнопоточными, а пластинчатые фильтры ушли в историю, уступив место «коллегам» с бумажной шторой.

Но комбинированные системы вовсе не канули в Лету. Когда двигатели обрели множество прецизионных узлов, комбинированный способ очистки вновь оказался востребованным – но уже на ином, более высоком уровне.

А вы, читатель, можете задать своим друзьям вопрос «на засыпку»: что общего у «Победы» с современным Mercedes? И когда те пожмут плечами или снобистски поморщатся, щегольните эрудицией: обе машины имеют комбинированные системы очистки моторного масла и два фильтра: полнопоточный и частичнопоточный.

Масляный фильтр Bosch, краткий обзор продукции

Масляные фильтры Bosch при независимом тестировании продемонстрировали высокую степень очистки, превышающую общепринятые стандарты на 62%. Исходя из этого, установка такого фильтрующего устройства на автомобиль позволяет производить качественную фильтрацию моторной смеси, что позитивно сказывается на ресурсе мотора.

Немного о производителе


Логотип компании

Компания Robert Bosch GmbH, была основана в 1886 году, сейчас является одним из лидеров на мировом рынке, занимается производственной деятельностью в таких отраслях:

  • запчасти и оборудование для автомобилей;
  • автомобильные компоненты и системы;
  • бытовая, отопительная, водонагревательная техники;
  • электрические инструменты;
  • выпуск промышленного оборудования;
  • сфера услуг и так далее.

Указанный производитель выступает гигантом автомобилестроения, поставляет запчасти и аксессуары для машин, работающих на бензине, ДТ и гибридов. Компания имеет огромную исследовательскую базу, на ее счету множество патентов. Руководство компании выделяет большие средства на разработку и внедрение новых технологий, не наносящих вред окружающей среде.

Ассортимент фильтров, предлагаемых указанным производителем следующий:

  • топливные, для бензиновых и дизельных автомобилей;
  • воздушные;
  • масляные;
  • салонные;
  • для автомобилей коммерческого назначения.

Выпускаемая указанным производителем продукция проходит строгий контроль качества.

Компания следит за соблюдение общепринятых стандартов, а также уделяет внимание специальной многоступенчатой защите, нанесенной на изделие в виде специальных кодов, которые можно сканировать с помощью телефона. Проверить подлинность товара можно, воспользовавшись интернетом

Также можно проверить дату изготовления изделия по специальному коду

Проверить подлинность товара можно, воспользовавшись интернетом. Также можно проверить дату изготовления изделия по специальному коду.

Сильные стороны компании:

  • внедрение инновационных технологий, наблюдение за их работой перед поступлением в продажу;
  • соблюдение высоких стандартов качества;
  • экологичность;
  • постоянство;
  • глобальное размещение (в 150 странах мира).

Клиенты компании Bosch могут не только приобрести интересующие детали, получить обширную информацию об изделии в работников кол — центров, но и обратиться на автосервис для установки либо замены необходимой запчасти. Сервисные центры компании предоставляют услуги в сфере обслуживания автомобилей, есть возможность гарантийного обслуживания.

  • Рекомендуем посмотреть видео масляном фильтре Bosch
  • Указанная компания, используя патенты, закрепляет свои позиции на авторынке, позволяет другим производителям пользоваться разработанными технологиями в роли лицензиатов.

Маслофильтры

Маслофильтр и оригинальная упаковка

Масляные фильтры Bosch предназначены для очистки циркулирующего моторного масла от следующих загрязнений:

  • пылевые, сажевые частицы;
  • частицы, образованные в результате абразивного износа;
  • углеродные отложения;
  • образовавшейся конденсат;
  • химические соединения, образованные во время процесса старения моторной смеси.

Выпускаемые компанией маслофильтры могут быть неразборными либо имеют сменные элементы фильтрации. Во втором варианте при смене фильтрующего элемента затрачивается лишь 10% от стоимости всего фильтра.

Масляные фильтры Bosch состоят из таких основных элементов:

  1. Корпуса, который может быть изготовлен из следующих материалов:
  • алюминия;
  • высококачественного пластика, обеспечивающего устойчивость изделия к механическим, химическим и термическим нагрузкам;
  • гальванизированной стали.

Изделия из алюминия и пластика свариваются лазерной либо ультразвуковой сваркой, обеспечивающей полную герметичность и высокую степень прочности. Корпуса из стали имеют двойной раструб.

  1. Фильтрующий элемент изготавливается из бумаги, имеющей микроволокна. Фильтровальный материал дополнительно пропитывают феноловой смолой — это позволяет:
  • увеличить грязеемкость изделия;
  • снизить сопротивление создаваемое фильтром.
  1. Перепускной и обратный клапаны.
  2. Уплотнители, изготовленные из специальной резиновой смеси, устойчивой к агрессивному воздействию моторной жидкости. Плюс эта резина обеспечивает плотное соединение фильтра с двигателем на протяжении всего эксплуатационного периода фильтрующего устройства.

Указанный производитель занимается постоянным усовершенствованием своей продукции. Поэтому масляные фильтры этого бренда достигают практически идеального качества. Большая фильтрующая поверхность дает возможность добиться высокой грязеемкости фильтров — это увеличивает ресурс мотора.

Клапаны раз, клапан два… клапан три!

А теперь давайте ознакомимся с «анатомией» фильтров. Выше говорилось, что в корпусе неразборного фильтра расположены несколько клапанов. Чаще всего их два: перепускной и обратный. Начнем с перепускного клапана. Его еще называют предохранительным или обводным, а в иностранной литературе величают bypass valve.

Назначение перепускного клапана – обес­печить подачу масла к парам трения, если оно не может пройти через фильтрующий элемент. Такое случается, например, при сильном загрязнении шторы или при холодном пуске двигателя, когда масло загустело.

Перепускной клапан часто располагают за шторой. Масло при его срабатывании сначала омывает штору и лишь потом устремляется в отверстие клапана. Понятно, что накопленная шторой грязь рискует быть смытой в магистраль – и тогда очистку масла надо начинать заново.

Конечно, где-нибудь в Италии (вспомните «жигулевскую» родословную) холодные пуски двигателя – редкость. Там мягкие зимы, много теплых гаражей, поэтому данная схема не проявляет своего недостатка. Иное дело Россия… Впрочем, не будем преувеличивать опасность: если фильтр менять вовремя и пользоваться соответствующим сезону маслом, указанной неприятности можно избежать.

Правда, существует еще одно техническое решение – размещение перепускного клапана вблизи впускных отверстий. При его срабатывании масло направляется в магистраль, минуя штору. Риск смывания грязи при этом существенно меньше. А в разборных конструкциях перепускной клапан располагают в корпусе фильтра или непосредственно в блоке двигателя. Понятно, что и здесь при открытии клапана штора останется в стороне.

Теперь поговорим об обратном, или, как его иногда называют, антидренажном клапане (anti-drain valve). Его назначение – удерживать масло в корпусе фильтра при заглушенном двигателе.

Обратный клапан перекрывает впускные отверстия фильтра. Когда-то его изготавливали в виде резинового кольца переменного сечения, а герметизация обеспечивалась упругостью самой резины. Если фильтр долго ждал своей очереди на складе или в гараже, упругие свойства кольца снижались и клапан, казалось бы, нового фильтра оказывался неработоспособным. Масло на стоянке стекало в картер, а двигатель запускался в режиме масляного голодания, что понятно – на заполнение фильтра требуется хоть небольшое, но время.

Сегодня многие отечественные и зарубежные фирмы изготавливают обратный клапан в виде тонкого резинового диска. Его плотное прилегание к поверхности крышки фильтра обеспечивается витой или штампованной металлической пружиной. Такая конструкция служит несравненно дольше.

Некоторые неразборные фильтры имеют еще один клапан – противосливной (anti-syphon valve). Перекрывая выпускное отверстие корпуса, он не позволяет маслу вытекать при отворачивании фильтра, а сам он становится «чернильницей-непроливайкой». Так обеспечивается чистота рук, двигателя и, конечно, окружающей среды.

Испытания

Вначале снимаются геометрические размеры фильтров и оцениваются площади фильтрующей шторы. Теоретически чем больше площадь шторы, тем больше пылеемкость и меньше сопротивление воздушному потоку. Однако использование разных материалов для изготовления фильтрующего элемента может нивелировать разницу площадей.

По итогам вычисления площадей фильтрующего элемента видно, что разность достигает 20%. Наименьшую площадь фильтрующего элемента имеет фильтр Bosch, а наибольшую — Metaco.

После снятия геометрических размеров все оставшиеся испытания проводятся на специальном стенде согласно ISO 5011, который состоит из распылителя-дозатора, а также специальной трубы с приборами, через которую вентилятор всасывает воздух. На трубу закрепляется штатный корпус воздушного фильтра, снятый с автомобиля, в который по очереди и устанавливаются испытуемые фильтры.

Следующий этап заключается в оценке начального сопротивления проходящему воздушному потоку.

По результатам данной проверки самое низкое сопротивление у фильтра Mahle, а самое высокое у Champion — разница достигает почти 60%! Повышенное сопротивление фильтров Bosch и Champion объясняется меньшей площадью шторы по сравнению с остальными участниками теста, причем у Champion используется более плотный материал, который дополнительно создает сопротивление.

Третий этап теста является самым важным, так как он оценивает эффективность фильтрации — начальную и конечную. По требованиям производителей новый фильтр должен иметь эффективность 97%, а «поездивший» — не менее 99%. Ведь чем сильнее загрязняется фильтр, тем лучше он фильтрует.

Начальная эффективность замеряется после подачи в систему специальной фракционной американской пыли из пустыни Аризона в количестве 20 ± 5 граммов и высчитывается как отношение разницы веса фильтра до и после начала испытания к весу поданной пыли.

Конечная эффективность очистки замеряется при достижении в системе перепада давления, равного 4900 Па. Оценивается и количество пыли, которое способен задержать фильтр.

По итогам испытаний лучшие результаты по эффективности очистки показал фильтр Mahle. Все остальные фильтры соответствуют необходимым требованиям. Единственным, кто чуть-чуть не вписался в норматив, стал фильтр Metaco.

По пылеемкости лидером является фильтр Bosch, который, несмотря на наименьшую из представленных образцов площадь шторы, сумел задержать наибольшее количество пыли — 400 граммов.

С разрывом менее 10% по пылеемкости второе место занимает фильтр Mahle. А вот последний результат у фильтра Champion: из-за высокого начального сопротивления фильтр не смог задержать достойное количество пыли до достижения предельно допустимого сопротивления воздушному потоку.

В связи с тем, что практически все фильтры соответствуют требованиям, для упрощения процедуры сравнения испытанных образцов имеет смысл прибегнуть к сравнению интегрального критерия, а именно — перемножить величины эффективности фильтрации и пылеемкости. Произвести сравнение по величине полученного произведения можно по формуле:

К = ЕxМ, где

К — показатель для данного образца,

E — конечная эффективность фильтрации данного образца,

M — пылеемкость данного образца.

Каков итог?

Как неоднократно показывали наши испытания, стоимость компонента и раскрученность бренда не являются определяющими показателями его качества и эффективности работы, однако могут гарантировать необходимый показатель надежности.

Если брать в общем, то лучшим в этом тесте мы признаем воздушный фильтр Mahle. По двум важнейшим параметрам (пылеемкость и эффективность) он занял первое и четвертое места, что при цене чуть выше среднего делает его оптимальным по всем характеристикам.

Второе место делит целая группа фильтров, параметры которых достойны хорошего отзыва, хотя каждый из них и не является лидером в отдельных испытаниях. Это продукция BIG Filter, Mann-Filter и Champion. Отметим, что BIG Filter при хороших результатах имеет самую низкую цену. А если бы не досадный проигрыш Mann-Filter по эффективности, возможно, и лидер этого теста был бы другим.

В аутсайдерах — фильтры Bosch, Filtron, Sakura и Fram. Однако, отставание этих брендов можно назвать относительно условным – на 1-2 балла от второй группы. Выделяется только фильтр Sakura, который при невысоких параметрах оказывается самым дорогим в тесте.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
М-тюнинг
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: