Многие автолюбители, особенно те, кто начинал свой путь на дорогах в 80-90-х годах прошлого века, с теплотой вспоминают «Самару». Этот автомобиль стал настоящим символом своей эпохи, предложив советским гражданам невиданные ранее технологии и комфорт. Сегодня мы подробно углубимся в историю и технические особенности этой поистине легендарной машины.
История Лада Самара: Рождение легенды
«Самара» – это не просто автомобиль, это целая эпоха в истории отечественного автопрома. Она стала первым переднеприводным ВАЗом, что само по себе было прорывом для советского автомобилестроения. Разработка этой модели началась еще в начале 70-х годов под руководством главного конструктора ВАЗа Владимира Чорна. Перед инженерами стояла сложная задача: создать современный, экономичный и надежный автомобиль, способный конкурировать на мировом рынке.
Первые прототипы, известные как ВАЗ-2108, ВАЗ-2109 и ВАЗ-21099, появились в конце 70-х – начале 80-х годов. Над дизайном экстерьера работал Владимир Антюфеев, а интерьер был разработан командой под руководством Александра Прохорова. Внешний вид автомобиля получил современные для того времени угловатые формы, которые впоследствии стали узнаваемой чертой первой «Самары».
Серийное производство Лада Самара началось в декабре 1984 года с трёхдверного хэтчбека ВАЗ-2108. За ним последовали пятидверный ВАЗ-2109 в 1987 году и седан ВАЗ-21099 в 1990 году. Эти модели быстро завоевали популярность не только в СССР, но и за рубежом, где они продавались под брендами Lada Samara, Lada Baltic и Lada Sputnik.
Лада Самара первого поколения (ВАЗ-2108, 2109, 21099)
Первое поколение «Самары» стало настоящим прорывом для отечественного автопрома. Оно предложило совершенно иную концепцию автомобиля, отличную от классических заднеприводных «Жигулей».
Особенности первой Самары
- Переднеприводная компоновка: Главное отличие, которое обеспечило лучшую управляемость и устойчивость на дороге, особенно в зимних условиях.
- Новые двигатели: Специально для «Самары» были разработаны новые моторы, которые отличались более высокой мощностью и экономичностью по сравнению с предыдущими моделями.
- Хэтчбек и седан: Автомобиль предлагался в трёх типах кузова: трёхдверный хэтчбек (ВАЗ-2108), пятидверный хэтчбек (ВАЗ-2109) и четырехдверный седан (ВАЗ-21099).
Лада Самара технические характеристики первого поколения
Габариты и кузов
- ВАЗ-2108 (трёхдверный хэтчбек):
- Длина: 4000 мм
- Ширина: 1620 мм
- Высота: 1400 мм
- Колёсная база: 2424 мм
- Снаряженная масса: около 900 кг
- ВАЗ-2109 (пятидверный хэтчбек):
- Длина: 4000 мм
- Ширина: 1620 мм
- Высота: 1400 мм
- Колёсная база: 2424 мм
- Снаряженная масса: около 920 кг
- ВАЗ-21099 (седан):
- Длина: 4200 мм
- Ширина: 1620 мм
- Высота: 1400 мм
- Колёсная база: 2424 мм
- Снаряженная масса: около 940 кг
Клиренс Самара первого поколения обычно составлял около 160-165 мм, что было вполне приемлемо для российских дорог.
Двигатели Самара первого поколения
На «Самару» устанавливались бензиновые карбюраторные двигатели, а затем и инжекторные, объёмом от 1.1 до 1.6 литров.
- 1.1 л (ВАЗ-21081): Рядный, 4-цилиндровый, карбюраторный. Мощность: 53-54 л.с.
- 1.3 л (ВАЗ-21083): Рядный, 4-цилиндровый, карбюраторный/инжекторный. Мощность: 64 л.с. (карбюратор), 70-71 л.с. (инжектор).
- 1.5 л (ВАЗ-2108): Рядный, 4-цилиндровый, карбюраторный/инжекторный. Мощность: 72 л.с. (карбюратор), 77 л.с. (инжектор). Это был один из самых популярных и распространенных двигателей.
- 1.6 л (ВАЗ-2111): Рядный, 4-цилиндровый, инжекторный. Устанавливался в более поздних модификациях. Мощность: 80-81 л.с.
Трансмиссия и подвеска
- Коробка передач: 5-ступенчатая механическая.
- Подвеска: Независимая, типа «Макферсон» спереди и торсионная полузависимая сзади.
Лада Самара 2 (ВАЗ-2113, 2114, 2115)
В начале 2000-х годов АвтоВАЗ представил модернизированное второе поколение «Самары», получившее название «Самара-2». Эти модели были глубокой модернизацией своих предшественников, сохранив при этом их основные достоинства – простоту, надёжность и ремонтопригодность.
Особенности второй Самары
- Обновлённый дизайн: Автомобили получили новый передок (фары, решетка радиатора, бампер), обновленную заднюю часть (фонари, спойлер на хэтчбеках) и более современный интерьер.
- Инжекторные двигатели: Все двигатели Самара второго поколения были инжекторными, что повышало их экономичность и экологичность.
- Улучшенная эргономика: Изменения коснулись приборной панели, рулевого колеса и обивки салона.
Лада Самара технические характеристики второго поколения
Модели и габариты
- ВАЗ-2113 (трёхдверный хэтчбек):
- Длина: 4122 мм
- Ширина: 1650 мм
- Высота: 1402 мм
- Колёсная база: 2424 мм
- ВАЗ-2114 (пятидверный хэтчбек):
- Длина: 4122 мм
- Ширина: 1650 мм
- Высота: 1402 мм
- Колёсная база: 2424 мм
- ВАЗ-2115 (седан):
- Длина: 4330 мм
- Ширина: 1650 мм
- Высота: 1402 мм
- Колёсная база: 2424 мм
Клиренс Самара второго поколения также оставался на уровне 160-165 мм, что обеспечивало хорошую проходимость в городских условиях и на лёгком бездорожье.
Двигатели Самара второго поколения
На «Самару-2» устанавливались более современные инжекторные двигатели:
- 1.5 л (ВАЗ-2111/21114): 8-клапанный, инжекторный. Мощность: 77-80 л.с.
- 1.6 л (ВАЗ-21144/21124): 8-клапанный и 16-клапанный инжекторные. Мощность: 81-89 л.с. (8-клапанный), 90-94 л.с. (16-клапанный). Эти моторы обеспечивали достаточно динамику для городского движения.
Трансмиссия и подвеска
- Коробка передач: 5-ступенчатая механическая.
- Подвеска: Принципиально осталась прежней – независимая Макферсон спереди и полузависимая торсионная сзади, но была доработана для улучшения ходовых качеств.
Почему Лада Самара стала такой популярной?
Российский автомобиль «Самара» смог завоевать сердца миллионов благодаря ряду своих качеств:
- Доступность: Она была одной из самых доступных на рынке, что делало её привлекательной для широкого круга покупателей.
- Надёжность и ремонтопригодность: Простота конструкции и доступность запчастей делали её очень ремонтопригодной, а ее долговечность была легендарной. Множество этих отечественных машин до сих пор на ходу.
- Приспособленность к российским условиям: Высокий клиренс Самара, простая подвеска и надёжные двигатели Самара были идеально приспособлены для эксплуатации на отечественных дорогах.
- Первый переднеприводный ВАЗ: Этот факт сыграл огромную роль в её популярности, сделав её символом прогресса в советском автомобилестроении.
Лада Самара сегодня
Даже после прекращения производства в 2013 году, «Самара» продолжает оставаться распространенным автомобилем на российских дорогах. Ежегодно тысячи автолюбителей покупают её на вторичном рынке, ценя за низкую стоимость владения и простоту в обслуживании. Она по-прежнему является хорошим выбором для тех, кто ищет надёжный и недорогой транспорт для ежедневных поездок. Этот долгожитель российского авторынка навсегда вошёл в историю.