Двигатели Лада 4х4 (Нива): обзор моторов отечественного производства

Многие владельцы знают, что в основе характера автомобиля лежит его «сердце» – двигатель. Особенно это актуально для таких легендарных машин, как Лада 4х4 (Нива), где силовая часть должна быть не просто мощной, но и очень надежной. В этой статье мы подробно рассмотрим, какие двигатели Лада 4х4 (Нива) устанавливались на разные модификации этого внедорожника, затронем их особенности и обсудим, насколько высок ресурс двигателя 4х4.

двигатели Лада 4х4 (Нива), моторы 4х4, ресурс двигателя 4х4, надежность ВАЗ

История двигателей Лада 4х4

С момента своего появления в 1977 году, Нива оснащалась различными силовыми агрегатами. Изначально это были преимущественно бензиновые двигатели, разработанные на основе классических моторов ВАЗ. Со временем линейка пополнилась и дизельными версиями, хоть и не получившими широкого распространения в России. Все эти российские двигатели создавались с учетом специфики эксплуатации внедорожника, что подразумевало высокую тягу на низких оборотах и живучесть в сложных условиях.

ВАЗ-21213: Начало эволюции

Один из самых распространенных и известных двигателей для Нивы – это ВАЗ-21213. Именно этот агрегат стал основным для большинства модификаций. Он представляет собой карбюраторный четырехцилиндровый мотор объемом 1.7 литра. Его мощность составляла около 80 лошадиных сил. Главная особенность этого двигателя – его простота и ремонтопригодность. Владельцы могли самостоятельно устранять многие неисправности, что было немаловажно в условиях отдаленных регионов.

Проблемы и особенности ВАЗ-21213

  • Карбюратор: Основным источником проблем был карбюратор. Он требовал частой регулировки, был чувствителен к качеству топлива и мог забиваться. Это приводило к нестабильной работе, повышенному расходу топлива.
  • Надежность ВАЗ: Общая надежность ВАЗ моторов, в том числе и 21213, всегда была предметом дискуссий. Двигатель был достаточно вынослив, но требовал регулярного обслуживания.
  • Шумность: Эти моторы 4х4 отличались повышенным уровнем шума и вибрации, что причиняло дискомфорт в длительных поездках.

ВАЗ-21214: Инжекторная эра

С появлением норм Евро-2, а затем и Евро-3, АвтоВАЗ перешел на инжекторные системы впрыска. Так появился двигатель ВАЗ-21214, также объемом 1.7 литра, но уже с электронным впрыском топлива. Этот агрегат стал более экономичным, экологичным и стабильным в работе. Мощность немного возросла, достигнув 82-83 лошадиных сил.

Улучшения и недостатки ВАЗ-21214

  • Электронное управление: Впрыск топлива позволил улучшить динамику и снизить расход. Однако, появление многочисленных датчиков и электронного блока управления добавило новые потенциальные точки отказа.
  • Ресурс двигателя 4х4: Ресурс двигателя 4х4 на инжекторных версиях оставался на достаточно высоком уровне, при условии правильного обслуживания.
  • Проблемы: К основным проблемам можно отнести отказы датчиков (кислорода, положения коленвала), проблемы с регулятором холостого хода. Иногда встречались «плавающие» обороты.

ВАЗ-2123: Более современный подход

Двигатель ВАЗ-2123, который используется в частности на Chevrolet Niva, также часто ассоциируется с Лада 4х4, поскольку имеет общие корни. Это 1.7-литровый инжекторный мотор с улучшенными характеристиками. Его основные отличия от 21214 – это измененная система охлаждения, другие распределительные валы и доработанная система впрыска. Мощность достигла 80 лошадиных сил, но крутящий момент был смещен в более низкий диапазон, что улучшало внедорожные качества.

Особенности эксплуатации ВАЗ-2123

  • Цепной привод ГРМ: Как и у предшественников, здесь используется цепь, которая считается более надежной, чем ремень. Однако, со временем цепь может растягиваться, что приводит к появлению шума и необходимости замены.
  • Масложор: На некоторых экземплярах АвтоВАЗ моторы этой серии могли проявлять повышенный расход масла, особенно после значительных пробегов.
  • Шумность: Несмотря на доработки, двигатель все еще оставался достаточно шумным, особенно при высоких оборотах.

Моторы 4х4: Дизельные варианты

В разные годы на Лада 4х4, особенно на экспортные версии, устанавливались и дизельные моторы 4х4. Одним из таких был двигатель ВАЗ-341, а также дизель 1.9 от Peugeot. Дизельные агрегаты обеспечивали лучшую тягу на низких оборотах и значительно меньший расход топлива, что было их неоспоримым преимуществом для внедорожной эксплуатации.

Проблемы и преимущества дизельных Лада 4х4

  • Высокий ресурс: Дизельные силовые агрегаты традиционно обладают более высоким ресурсом по сравнению с бензиновыми, благодаря более прочной конструкции.
  • Сложность обслуживания: Дизели более требовательны к качеству топлива и масла, а их ремонт обходился дороже.
  • Доступность запчастей: Запчасти для дизельных версий были менее доступны, особенно для французских агрегатов.

Общая надежность и ресурс двигателей Лада 4х4

Когда речь заходит о надежности ВАЗ и ресурсе двигателя 4х4, важно понимать, что эти отечественные производства требуют к себе внимания. При регулярном и качественном обслуживании, своевременной замене масла и фильтров, а также аккуратной эксплуатации, многие российские двигатели способны прослужить своим владельцам сотни тысяч километров. Нередко можно встретить Нивы с пробегом более 250-300 тысяч километров на родном моторе.

Частые проблемы, влияющие на ресурс

  • Система охлаждения: Слабые места в системе охлаждения (помпы, термостаты, патрубки) могут привести к перегреву, что критично для любого мотора.
  • Масляное голодание: Недостаточный уровень или низкое качество масла могут привести к быстрому износу внутренних деталей двигателя.
  • Навесное оборудование: Выход из строя навесного оборудования (генератор, помпа, компрессор кондиционера) может косвенно влиять на работу двигателя.
  • Качество сборки: Неравномерное качество сборки всегда было бичом АвтоВАЗ моторов. Встречались как очень удачные экземпляры, так и те, что доставляли проблемы с первых километров.

Заключение

Двигатели Лада 4х4 (Нива), несмотря на свой возраст и ряд характерных «болячек», остаются одними из самых ремонтопригодных и неприхотливых силовых агрегатов на рынке. Их простота конструкции, доступность запчастей и возможность самостоятельного ремонта позволяют владельцам поддерживать свои внедорожники в рабочем состоянии долгие годы. Если вы ищете надежный внедорожник для покорения бездорожья, и готовы уделять внимание его техническому состоянию, то моторы 4х4 станут для вас верными спутниками в любых приключениях.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
М-тюнинг
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: