Проезд кругового перекрестка
Количество полос на примыкающих к круговым перекресткам дорогах может быть различным. Если их больше двух, рекомендовано выбирать среднюю. Если ряда два, то выбирать нужно с учетом актуальной ситуации на дороге.
Если вы едете по основной дороге, то, въезжая на перекресток, обязательно удостоверьтесь в том, что вас пропускают иные машины. При движении по второстепенной дороге водитель должен всех пропускать. Проезжать перекресток с последующим движением прямо также можно по правой полосе. Однако обстановка на дороге при этом может существенно усложниться, если машина среднего ряда пожелает сделать маневр вправо. Для предупреждения таких ситуаций лучше занимать центральные ряды.
Прежде чем въезжать на перекресток, пропустите пешеходов. Выезжать с полосы кругового движения можно лишь с правого ряда. Перед перемещением в соседний ряд нужно посмотреть, какова ситуация на дороге, и пропустить едущие справа машины.
Как выбрать полосу
Пункт 8. ПДД гласит, что въезжать на круговой перекресток можно с любой полосы дороги, которая к нему привыкает. Выезжать при этом можно только с правой.
Правый поворот
Данный маневр предполагает необходимость снизить скорость, включить поворотный сигнал, а также перестроиться в крайний ряд справа.
Въезжая на круговой перекресток, убедитесь в том, что вас пропускают иные машины. Это поможет избежать неприятной ситуации, возникающей при появлении на перекрестке нового участника движения, создающего помехи для въезжающих на круг водителей.
Левый поворот
Чтобы повернуть влево, нужно перестроиться в полосу движения соответствующей стороны. Если полос несколько, займите крайний левый ряд, включая при этом подходящий сигнал поворота. Таким же образом преодолевается трехрядный круговой перекресток. Автомобилисту в процессе совершения маневра нужно два раза перестроиться.
Движение прямо
Чтобы двигаться прямо после того, как вы преодолеете круговой перекресток, заезжайте на него с правильной полосы. Если круг разделяется на один либо два ряда, въезжать лучше справа. Если ряда три, лучше использовать центральный. При прямом пересечении кругового перекрестка необходимость включать какой-либо сигнал поворота отсутствует.
Выезд с полосы кругового движения
В соответствии с правилами проезда кругового движения выезжать с перекрестка нужно с правой полосы. Перестраиваться в данном случае стоит в момент съезда – это наиболее правильное решение. Если водитель будет контролировать ситуацию, риски возникновения аварии минимальны. При движении по кругу не запрещается обгонять другие машины. Остановка автомобиля разрешена на удалении не меньше чем за 5 метров от места соединения кольца и дорог, которые примыкают к нему.
Смертельная остановка
Столичные власти планируют оснастить Московскую кольцевую автодорогу аварийными карманами. По словам руководителя столичного департамента транспорта Максима Ликсутова, эта мера позволит снизить число ДТП, связанных с наездом на стоящие автомобили. Это действительно серьезная проблема, зачастую приводящая к гибели людей.
Например, 21 августа автомобиль Volvo столкнулся с Mercedes-Benz, остановившемся во втором ряду из-за неисправности. В результате столкновения из Mercedes выпал пассажир и оказался под колесами другой машины.
Кольцо в кармане
Фото: РИА Новости/Сергей Мамонтов
— Остановка на МКАД смертельно опасна. Она запрещена п. 16.1 ПДД. Этот пункт написан кровью. Наезд на дорогах, обозначенных знаками 5.1 и 5.3 (магистраль или дорога для автомобилей), — вопрос лишь времени. Можно сказать, это статистически неизбежно, — рассказал «Известиям» заместитель руководителя ЦОДД Александр Евсин.
Он также считает, что необходимо изменить правила оформления ДТП: водители, ожидающие на МКАД оформления небольшой царапины, рискуют жизнью и могут спровоцировать новое ДТП. Автомобилисты, в свою очередь, опасаются, что, если они съедут на обочину, в ГИБДД могут посчитать такие действия оставлением места ДТП, а страховые компании откажут в выплатах.
Иногда рядом с местом ДТП останавливаются другие машины, чтобы помочь пострадавшим. Так в 2017 году погиб 18-летний актер из сериала «Физрук» Егор Клинаев. Он остановил свой автомобиль, чтобы помочь участникам ДТП. Через несколько минут его сбила иномарка Honda Accord — водитель не заметил аварию.
Правила проезда перекрестков с круговым движением
- Перед въездом на перекресток необходимо включать правый указатель поворота.
- Въезжать на перекресток можно с любой полосы. При этом с правой полосы проезжей части нужно попасть в правую (внешнюю) полосу кругового перекрестка. А с левой – в левую (внутреннюю).
- Если перед круговым перекрестком одна полоса, а на кольце две, то поворачивать можно только в правую (внешнюю) полосу. Затем при необходимости перестраиваться в левую полосу.
- При движении по кольцу указатели поворота не включаем. Левый поворотник нужен только при перестроении с внешней (правой) полосы во внутреннюю (левую). При этом без необходимости занимать левую полосу не нужно.
- Выезжать с перекрестка разрешается только с правой (внешней) полосы, при этом необходимо включить правый указатель поворота.
- Если перед перекрестком установлен знак «Уступи дорогу», значит те, кто едет по кольцу, имеют преимущество перед теми, кто собирается въехать на круговой перекресток.
- Если знаков приоритета нет, руководствуемся правилом помехи справа.
Выезд с полосы кругового движения
Разобравшись с тем, как правильно въезжать на перекресток с круговым движением, необходимо определиться как совершать выезд с этого участка дороги. В правилах дорожного движения четко прописано, что выезд с перекрестка производится исключительно из правого ряда. Прежде чем перестроиться в соседний ряд, водитель должен объективно оценить ситуацию на дороге и пропустить все автомобили, движущиеся справа.
Одной из главных особенностей преодоления круговых перекрестков является то, что на данном отрезке разрешен обгон. Остановка при этом разрешена за 5 метров от границы слияния перекрестка и дороги.
Ещё на InDrive.Net:
Выбираем страховку
Видео: Приоритет при проезде перекрестков с круговым движением
Нарушение правил проезда перекрестков с круговым движением чревато для водителя наложением штрафа. Размер денежной компенсации зависит от особенностей правонарушения. Так, въезд на круговой перекресток на запрещающий сигнал светофора грозит правонарушителю штрафом в 1000 рублей. Это прописано в ст. 12.12 КоАП. В случае повторного нарушения водителю придется раскошелиться уже на 5000 рублей. Альтернативной мерой наказания при этом является лишение водительских прав на 4-6 месяцев. Обвинение выдвигается на усмотрение суда. Также возможно наложение штрафа и при таких обстоятельствах:
- непредоставление преимущества на круговом перекрестке;
- езда навстречу движению транспорта;
- невключенный сигнал поворота во время перестроения из ряда в ряд;
- выезд с перекрестка не из крайнего правого положения;
- стоянка на перекрестке.
В случае непредоставления преимущества на круговом перекрестке также выписывается штраф. Например, когда водитель, въезжающий на круг, не уступил дорогу участникам дорожного движения уже едущих по кругу. Согласно ст. 12.13 КоАП, такие действия налагаются штрафом в размере 1000 рублей.
На дорогах с правосторонним движением круговые перекрестки следует преодолевать исключительно против часовой стрелки. Несоблюдение этих требований может привести к лишению прав.
По новым правилам дорожного движения стоянка на круговом перекрестке разрешена тогда, когда транспортное средство расположено в 5-ти метрах от пересекаемой проезжей части. При несоблюдении этих требований водитель должен будет заплатить 500 рублей штрафа. Данный момент регулируется ст.12.19 КоАП.
От «клевера» – к направленным съездам
Модернизация Московской окружной дороги идёт по всей её длине. С 2011 г. преобразилось 16 развязок (в общей сложности 140 км). Каждая из них делает МКАД быстрее, ведь после реконструкции пропускная способность участка увеличивается до 30%. Плюс решаются локальные, но важные задачи по доступности соседних районов (см. инфографику). Сейчас ведётся проектирование ещё 5 развязок (см. инфографику). Движение там ограничат в конце 2020 – начале 2021 г., когда придёт очередь строителей. Кстати, они работают не только с развязками. На многих участках МКАД расширяют проезжую часть, обустраивают переходно-скоростные полосы и заездные карманы для общественного транспорта. Это, например, дорога от Ленинградского до Дмитровского шоссе или участок от шоссе Энтузиастов до ул. Молдагуловой. Всё строительство на кольце синхронизировано с работами на вылетных магистралях столицы и на подмосковных дорогах. Ведь ежедневную «маятниковую миграцию» по всему столичному региону никто не отменял.
Нажмите для увеличения
Правда ли, что ГОСТы устарели?
О том, что в России две беды, знают все. И вторая из этих бед существует уже не одно столетие. Принято считать, что хорошие дороги в России не приживаются – в этом винят обычно природные условия, нарушения при эксплуатации, плохое обслуживание, и главное – отсутствие денег на нормальный ремонт. С другой стороны, в законодательстве все еще действуют различные стандарты и требования, которые достаточно четко прописывают, какими именно должны быть российские дороги.
Что интересно, значительная часть ГОСТов, СНиПов и других стандартов действуют еще со времен СССР – и, как считается, давно устарели. Например, еще в 2011 году об этом заявляли в госкомпании «Автодор» (строит платные дороги и управляет ими), в 2016-м президент призывает пересмотреть стандарты, в 2019-м об этом снова вспомнили в ОНФ. А не так давно часть советских ГОСТов попала под «регуляторную гильотину» – по ней отменили огромное количество все еще действующих советских нормативных актов.
Среди примеров устаревших нормативов называют такое:
- максимальна скорость движения – 110 км/ч за городом и 60 км/ч в городе. Говоря об ограничениях в городе, чиновники часто упоминают о так называемых «городских шоссе» – многополосных магистралях с отбойниками, где можно двигаться быстрее 60. А за городом уже давно хотят поднять скорость до 130 км/ч (там, где это возможно);
- не предусмотрены искусственные неровности на пешеходных переходах. В других странах их полностью поднимают, что вынуждает водителей заранее снижать скорость;
- устаревшие нормы для благоустройства улиц. Чаще всего критикуют обязательную установку заборов против пешеходов – хотя обычно местные администрации просто идут навстречу водителям, игнорируя интересы пешеходов.
С другой стороны, больше всего претензий к российским дорогам касается не правил проектирования или каких-то устаревших технологий. Чаще всего проблема в том, что дорога попросту не соответствует никакому стандарту – ни советскому, ни зарубежному. А это уже следствие отсутствия денег на ремонт (особенно для дорог местного значения).
Например, принятый недавно ГОСТ Р 50597-2017 уточняет требования к эксплуатации дорог. В нем говорится, что яма длиной до 15 см, глубиной до 5 см и шириной до 60 см – это нормально. Нормально в том смысле, что она не требует срочного ремонта (на это у дорожников есть до 20 дней), а вот если по какому-то параметру яма выйдет за пределы – то отремонтировать ее должны быстрее.
То же касается поврежденных знаков или разметки – их должны восстанавливать в срок до 3 дней.
Правда, реальность такова, что балансодержатели дорог (особенно местных) просто не в состоянии отремонтировать все несоответствующие ГОСТам ямы, поэтому ремонтируют только те, о которых заявляют сами автомобилисты. Причем заявить нужно по всем правилам – с фотофиксацией и официальной жалобой.
Еще недавно изменили правила уборки дорог – теперь плотный снежный накат убирать необязательно, но от гололеда, а разлитые или рассыпанные по дороге предметы нужно убирать срочно, если они занимают больше одного квадратного метра. Кроме того, в некоторых местах запретили ставить рекламные баннеры.
Но стоит ли так кардинально менять ГОСТ, если даже существующие нормативы не выполняются в полной мере?
Половина дорог не попадает в ГОСТ?
Решить проблему с дорогами в России пытаются уже не первый год. Так, достаточно давно один российский оппозиционер открыл целый онлайн-сервис «РосЯма», который помогал оформлять жалобы в местные органы власти на дорожные ямы. Позже ОНФ запустил свой проект – «Карту убитых дорог». Эти и другие проекты в идеале должны были стать лучшим пособием в работе для чиновников – но ситуация с качеством дорог пока меняется очень медленно.
В 2019 году в числе других запущен национальный проект «Безопасные и качественные автомобильные дороги». Потратить на него планируется огромную сумму – так, только в 2020 год объем финансирования составил почти 250 миллиардов рублей, а за 5 лет чиновники должны привлечь дополнительно 1 триллион рублей внебюджетных денег.
А первая из целей проекта – до 2024 года добиться того, чтобы минимум 50% дорог регионального значения соответствовали нормативным требованиям. А в крупных городах таких дорог должно стать минимум 85% от общего количества.
Выходит, ситуация с дорогами совсем плачевная, раз нормальных из них будет всего половина и только через 4 года? Об этом говорят данные Росстата:
Как можно заметить, государство постепенно ремонтирует дороги регионального значения, но вот у местных властей денег на ремонт катастрофически не хватает. В любом случае, дорог, которые соответствуют требованиям (пусть и устаревшим) – примерно половина от общей протяженности.
Но Россия большая, и если в более-менее успешных регионах ремонт хоть как-то продолжается, в отдельных субъектах с дорогами вообще катастрофа:
Как видно, в некоторых субъектах ситуация просто катастрофическая – и если с Магаданской областью все еще можно списать на погоду, то проблемы в Марий Эл или Саратовской области, судя по всему, объясняются исключительной некомпетентностью чиновников?
При этом в правительстве отчитываются, что работы по нацпроекту идут полным ходом – только в 2020 году планировалось привести в нормальное состояние 13,7 тысяч километров дорог, это почти 6 тысяч объектов. Правда, параллельно в нацпроект зачем-то включили проект «Улица Победы» – по нему ремонтировали улицы, названные именами героев ВОВ или в честь Дня Победы
Идея, конечно, неплохая, но все же лучше начинать с ремонта улиц, которые больше всего в этом нуждаются, и не обращать внимание на их названия
А еще к проекту подключили общественный транспорт – и на обновление подвижного состава в городах потратят еще 20 миллиардов. Понятно, что если пересадить больше людей в автобусы, личных автомобилей будет меньше, следовательно, и ущерба дорогам тоже. Но все же общественный транспорт и дорожное строительство – немного разные вещи (тем более что производителей техники и так неплохо поддерживает Минпромторг).
Итак, в России устаревшие стандарты дорог, но все же бОльшая проблема в том, что даже им российские дороги не соответствуют. А как с этим справляются другие страны?
Дорога Марьино — Саларьево
Автодорога Марьино – Саларьево проходит параллельно Киевскому и Калужскому шоссе– от улицы Адмирала Корнилова (в районе Хованского центрального кладбища) до автодороги М3 Середнево – Марьино – Десна, став их дублером на этом участке.
Открытие движения по дороге улучшило транспортное обслуживание города Московский, населенных пунктов Мамыри, Саларьево, Николо-Хованское, Зимёнки, Пушкино, Марьино, пос. Валуево и Филимонки. Также обеспечен комфортный подвоз жителей к станциям «Саларьево» и «Филатов Луг» .
Строительство новой трассы общей длиной 13,6 км началось в декабре 2017 года и заняло менее трех лет. Работы велись поэтапно.
Сначала построили участок от улицы Адмирала Корнилова до магистрали Солнцево – Бутово – Варшавское шоссе. Движение здесь открыли 23 декабря 2019 года.
В сентябре запущено движение сразу по двум участкам от магистрали Солнцево – Бутово – Варшавское шоссе до проектируемого проезда 7031 и затем до автодороги М3 Середнево – Десна.
В результате в Новой Москве создана полноценная четырехполосная магистраль. Вдоль дороги установлены 22 автобусные остановки общественного транспорта и 11 светофоров.
В составе новой трассы построили мост через реку Ликова. На пересечении с автодорогой М3 Сосенки – Ямонтово организовали круговое движение.
Логистика в Китае
Есть положительный пример стран Азии, где пик эпидемии пройден и грузопоток из стран в Европу начинает восстанавливаться. Например, 90% производств Китая восстановили свою работу и уже отправляют грузы.
В Китае пострадали все виды перевозок: авиационные, морские, железнодорожные, автомобильные. Были разрушены привычные мультимодальные схемы. Логистическим компаниям пришлось экстренно искать альтернативу «сломанным» звеньям: например, заменять автомобильные перевозки внутри провинций железнодорожными. Из-за проблем с логистикой самой пострадавшей стороной могла оказаться автомобильная промышленность, где под угрозой оказалась цепочка поставок между производственными площадками автозапчастей и сборочными заводами. Однако логистические заторы удавалось преодолевать.
В условиях эпидемии железнодорожный транспорт стал основным инструментом в перевозках. Именно поездами перемещалась значительная часть противоэпидемических и медицинских грузов Китая. Железнодорожные группы многих китайских провинций работали в круглосуточном режиме и помогли заводам, фабрикам, строительным и торговым компаниям своевременно вернуться к работе. В феврале Гуанчжоу восстановил ж/д сообщение с Россией. В мае 2020 г. наблюдается высокий спрос на ж/д перевозки из Азии.
Удавалось решать и проблемы на морских линиях несмотря на то, что морская логистика менее эластична и требует больше времени на восстановление нормального ритма. Но и здесь операторы старались гибко реагировать на ситуацию, развертывая экстренные фидерные сервисы. Эффективно работали в нелегких условиях и отдельные автомобильные компании.
Эффективно работают в условиях эпидемии и таможенные службы китайских провинций, которые существенно сократили время оформления приоритетных грузов, открыли «зеленые коридоры» для противоэпидемических и медицинских грузов, а также для сырья и запчастей, необходимых для восстановления производства. Многие таможни перешли на режим «сначала выпуск – потом окончание таможенных процедур». Это также помогло возобновить работу предприятий и нормализовать внешнюю торговлю.
В целом, грузоперевозки осуществляются, хотя цепочка поставок между Китаем и Европой до сих пор нарушена.
Проезд кругового перекрестка
Согласно ПДД, круговое движение перекрестка необходимо преодолевать в соответствии с определенными требованиями. Круг на таком перекрестке является главной дорогой, а все остальные — второстепенные.
При преодолении перекрестка водитель должен соблюдать рядность движения. Потеря своей полосы чревата доставлением дискомфорта другим участникам движения и даже созданием аварийной ситуации на дороге.
Левый поворот на круговом перекрестке
Правила проезда перекрестков с круговым движением обязывают водителя в этом случае предварительно перестроиться в соответствующую полосу движения. При условии наличия нескольких полос автолюбитель должен занять левый крайний ряд. В случае двухполосного движения необходимо начинать маневр в левом ряду, а по преодолении первого или второго съезда следует занять правый ряд
Здесь очень важно не забыть о включении соответствующего сигнала поворота
Ещё на InDrive.Net:
Куда сообщить о нарушении ПДД в 2020 году: через интернет онлайн
Преодоление трехрядного перекрестка с круговым движением выполняется аналогичным образом. Только здесь водитель должен дважды перестроиться в правый ряд
Выполнять такой маневр следует очень осторожно, объективно оценивая сложившуюся ситуацию на дороге. Названные способы преодоления кругового перекрестка актуальны лишь тогда, когда не определяется другой порядок движения
Чтобы определиться с тем, кто главный, здесь придется обращать внимание на используемые знаки и дорожную разметку
Движение прямо
Круговые перекрестки могут иметь различное количество примыкающих дорог. Данная особенность будет определять дальнейшие действия водителя при совершении маневра. Если количество полос превышает 2, тогда следует выбирать среднюю из них. При условии наличии двух рядов оптимальный выбор делается на основе ситуации, сложившейся на дороге на момент совершения маневра. Если автомобиль двигается по главной дороге, то перед въездом на перекресток следует убедиться, что другие автомобили пропускают транспортное средство. Передвижение по дороге второстепенного значения обязывает водителя всех пропустить.
Проезд кругового перекрестка с дальнейшим движением прямо может также осуществляться и по правой полосе. Однако это может существенно усложнить дорожную обстановку, если водитель из среднего ряда захочет выполнить маневр направо. Во избежание таких ситуаций целесообразнее всего занимать один из центральных рядов. Перед въездом на перекресток водитель обязан пропустить пешеходов.
Морские контейнерные перевозки
Несмотря на закрытие границ, в сегменте российских контейнерных перевозок по итогам первого квартала пока наблюдается положительная динамика. Но из-за усложнения ситуации в Европе сократились отправки оттуда как грузов на Восток, так и порожних контейнеров.
Участники рынка отмечают, что в общей стоимости перевозки скидка, несмотря на высокий долевой показатель, имеет незначительный вес. Исторически сегмент контейнерных перевозок был более волатильным благодаря своей нишевости и большому фокусу на импорт. За последние годы уровень контейнеризации экспорта значительно вырос, что может поддержать быстрое восстановление после того, как пандемия пойдет на спад, тогда как импорт и внутренние перевозки останутся под давлением слабого рубля и экономики.
Пик активности COVID-19 в Европе является причиной отмены выхода океанских судов из Юго-Восточной Азии, так как невозможно обработать судовые партии в европейских портах. Речь уже не идет о сроках и тарифах. Зачастую компании руководствуются принципом «лишь бы доставить».
Порожние рейсы и нестабильная ситуация на ряде пограничных пунктов заметно влияют на морские перевозки:
-
Порты работают медленнее на принятие и выпуск грузов и с задержками в таможенном оформлении.
-
В связи с падением спроса на перевозимую продукцию сокращаются провозные возможности.
-
Возникает дисбаланс свободного оборудования (пустых контейнеров) по странам: нехватка в одних и излишек в других. Судовладельцы ставят суда на прикол до возобновления спроса на контейнерные перевозки.
-
Многие участники рейсов вынуждены из-за карантина находиться в море без возможности «сойти на сушу». Грузы «зависают» в море. Моряки требуют унификации локальных карантинных мер внутри страны, выделения «зеленых коридоров» для осуществления пересменки персонала.
Главное — маневры
Однако первую общедоступную конку в Москве построил не Уваров с товарищами, а… императорская армия. Дело в том, что в 1872 году в честь 200-летия со дня рождения Петра Великого в Москве решили организовать грандиозную Политехническую выставку, которая должна была разместиться аж в 86 постоянных и временных павильонах. Их соорудили в Александровском саду, на Варварской площади и Кремлевской набережной, то есть в самом центре города. Большинство же гостей выставки из столицы и европейских стран пребывало через только что построенный Брестский (ранее Смоленский, а ныне Белорусский) вокзал и нужно было организовать доставку иностранцев в центр города. Компания графа Уварова это сделать явно не успевала — она в тот момент еще только готовила проектные документы. Решение членам оргкомитета предложил генерал Свиты Его Императорского Величества Михаил Николаевич Анненков:
Автор цитаты
Трамвай
Встреча ботика «Дедушка русского флота» (так же известного как «Святой Николай») перед морским отделом Политехнической выставки. Гравюра М.П. Настюкова, 1872 год
Фото: commons.wikimedia.org/
Такими предпринимателями стали господа Новиков и Гурьев, закупившие в Англии необходимое оборудование. Солдаты 18-й пехотной дивизии весьма споро построили три ветки. Две из них были пассажирскими и начинались от Брестского вокзала — первая шла до Петровского путевого дворца (там остановился государь) и Ходынского поля, где проходили народные гулянья и парад войск гарнизона, а вторая через Тверскую, Страстной бульвар и Неглинку до Кремля. Грузовую ветку проложили от Курского вокзала до центра города, по ней к павильонам доставляли оборудование и экспонаты, в том числе ботик Петра Великого. 25 июня 1872 года пассажирская конка начала регулярное движение, что вызвало невиданный ажиотаж:
«Русские ведомости» от 2 июля 1872 года:
Между прочим, Политехническая выставка была действительно грандиозным событием — за три летних месяца ее посетили почти 750 тыс. человек. Большая часть экспонатов после закрытия осталась в Москве, они стали основой коллекций Исторического и Политехнического музеев. Конку должны были разобрать с окончанием выставки, но по просьбам горожан разрешили сохранить ее до начала работы городской системы Первого общества. Новиков и Гурьев платили в городскую казну по 100 рублей в месяц и эксплуатировали свою дорогу, а потом продали ее оборудование и лошадей Уварову и его компании.
Трамвай
Посадка на конку у Рязанского вокзала в Москве, 1902 год
Фото: ТАСС
Движение по первой Петровской линии московской городской конки было торжественно открыто 1 сентября 1874 года. К концу 1876 года общество уже выстроило сеть линий в 27 верст, имело 82 вагона и три депо-конюшни. За следующие пять лет, продолжительность маршрутов достигла 33 верст, а к 1891 году — сеть конно-железных дорог включала уже 88 верст (94 км) рельсовых дорог, девять депо, более 2 тыс. лошадей и 400 вагонов. Но на смену лошадкам шло электричество — в 1881 году немецкий изобретатель и инженер Вернер Сименс запустил в Берлине первую линию электрического трамвая.