Как работает противосажевый фильтр в авто

Сажевый фильтр, также известный как DPF (Diesel Particulate Filter), является неотъемлемой частью системы выхлопа современных дизельных автомобилей. Его основная функция — улавливать и удерживать твердые частицы сажи, которые образуются в процессе сгорания дизельного топлива. Благодаря противосажевым фильтрам транспортные средства соответствуют экологическим требованиям и не загрязняют окружающую среду мелкодисперсными загрязнителями, опасными для здоровья человека.

Значение DPF для снижения выбросов твердых частиц

С введением стандартов Евро-4 и выше производители обязаны оснащать дизельные автомобили системами, способными минимизировать вредные выбросы. Противосажевый фильтр позволяет снизить содержание твердых частиц в выхлопных газах до 95%, что делает его одним из самых эффективных решений для соблюдения этих норм. Это особенно важно в городских условиях, где концентрация транспорта высока и загрязнение воздуха становится серьезной экологической проблемой.

DPF не только защищает природу, но и снижает износ турбокомпрессора, системы EGR и других компонентов двигателя, которые страдают от сажевых отложений.

Конструкция противосажевого фильтра

Противосажевый фильтр представляет собой герметичный металлический корпус, внутри которого находится керамический монолит с множеством мелких каналов. Эти каналы расположены в шахматном порядке и закрыты с одной стороны, благодаря чему выхлопные газы вынуждены проходить сквозь пористую структуру, оставляя сажу внутри.

Покрытие каналов может включать каталитические материалы (например, платину, палладий), которые ускоряют процессы окисления. Также конструкция может включать температурные и дифференциальные датчики, которые передают информацию о степени заполнения фильтра в электронный блок управления.

Процесс фильтрации твердых частиц

Когда отработанные газы покидают цилиндры двигателя, они проходят через противосажевый фильтр. В процессе:

  • Сажа оседает в порах керамической структуры;

  • Газовая часть выхлопа проходит дальше по системе;

  • Фильтр накапливает частицы до определенного предела, после чего должен очиститься — путем регенерации.

Процесс фильтрации никак не влияет на поведение автомобиля при нормальной работе, однако при длительном накоплении сажи возможно снижение пропускной способности и рост противодавления, что негативно сказывается на двигателе.

Регенерация фильтра: виды и механизм сжигания накопленной сажи

Чтобы фильтр не забивался окончательно, применяется регенерация — процесс сжигания накопленных сажевых частиц. Существует три основных вида:

  • Пассивная регенерация. Происходит естественным образом при длительной езде на высокой скорости и температуре (обычно выше 500 °C). Не требует участия системы управления.

  • Активная регенерация. Запускается электронным блоком управления, когда фильтр достигает определенного уровня загрязнения. В двигатель подается дополнительное топливо для повышения температуры выхлопа и сжигания сажи.

  • Принудительная регенерация. Проводится в сервисном центре с помощью диагностического оборудования. Используется, если другие методы не сработали или фильтр критически забит.

Все типы регенерации направлены на восстановление рабочей эффективности фильтра и предотвращение его полной блокировки.

Удаление или замена противосажевого фильтра

Со временем фильтр теряет способность к регенерации — структура монолита разрушается, каналы забиваются золой, температура сгорания становится недостаточной. В таких случаях возможны два варианта:

Замена фильтра. Наиболее корректный способ восстановления экологической системы. В каталоге Армтек можно подобрать оригинальный или совместимый противосажевый фильтр по марке, модели или VIN-коду.

Удаление фильтра. Некоторые владельцы прибегают к удалению фильтра и перепрошивке блока управления. Такой подход может привести к отказу от технического осмотра, ухудшению экологии и юридическим последствиям в регионах с экологическим контролем.

Оптимальным вариантом остается своевременная замена фильтра при первых признаках его отказа: снижении тяги, увеличении расхода топлива, появлении ошибок по выхлопной системе.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
М-тюнинг
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: