В мире автомобилей существует множество легендарных моделей, и среди них особое место занимают автомобили ВАЗ — так называемые «Лада Классика», а именно модели 2105 и 2107. Эти машины стали настоящим символом эпохи и до сих пор встречаются на дорогах СНГ. Многих автолюбителей интересует, какие же двигатели Лада Классика (ВАЗ 2105/2107) устанавливались на эти автомобили и чем они примечательны. В этой статье мы подробно рассмотрим моторы Классика, их особенности, а также типичные проблемы, с которыми сталкивались владельцы.
История отечественных двигателей для ВАЗ 2105/2107
На протяжении всего выпуска «Классики» АвтоВАЗ использовал различные силовые агрегаты, разработанные на основе лицензированных итальянских прототипов. Эти российские двигатели были адаптированы под местные условия эксплуатации, что во многом определило их характерные черты.
Карбюраторные двигатели: простота и надежность
Первые версии ВАЗ 2105 и 2107 оснащались карбюраторными моторами. Их отличали простота конструкции, легкость в обслуживании и ремонте, а также относительно низкая требовательность к качеству топлива.
ВАЗ-21011 (1,3 л)
Один из первых двигателей, который начали устанавливать на «пятерки» и «семерки», был мотор Классика модели 21011. Этот двигатель имел объем 1,3 литра и выдавал около 69 лошадиных сил.
- Особенности: Надежный и неприхотливый мотор, хорошо заводился в морозы.
- Типичные проблемы: Частая засоренность карбюратора, необходимость в регулировке клапанов, течи масла через сальники.
ВАЗ-2105 (1,3 л)
Модифицированная версия двигателя 21011, адаптированная под использование ременного привода ГРМ вместо цепного. Это было новшеством для АвтоВАЗа и должно было снизить шумность и вес мотора.
- Особенности: Менее шумный по сравнению с цепными аналогами, более легкий.
- Типичные проблемы: Проблема обрыва ремня ГРМ с последующим загибом клапанов, требовал своевременной замены ремня. Также страдали от износа распредвалов и коромысел.
ВАЗ-2103 (1,5 л)
Один из самых популярных и живучих моторов Классика. С объемом 1,5 литра и мощностью около 75 лошадиных сил, этот двигатель обеспечивал лучшую динамику для своего времени.
- Особенности: Отличная тяга на низких оборотах, высокая надежность ВАЗ при правильном обслуживании. Ресурс двигателя Классика этой модификации мог достигать 200-250 тыс. км.
- Типичные проблемы: Повышенный расход топлива из-за карбюратора, нагар на клапанах.
ВАЗ-2106 (1,6 л)
Самый мощный карбюраторный мотор, устанавливавшийся на «Классику», имел объем 1,6 литра и мощность 78-79 л.с.
- Особенности: Приличная динамика для автомобиля такого класса.
- Типичные проблемы: Склонен к перегреву при неисправной системе охлаждения, повышенный износ поршневой группы из-за высоких нагрузок.
Инжекторные двигатели: шаг к современности
С конца 1990-х годов, АвтоВАЗ начал постепенно переходить на инжекторные системы питания. Это было связано с ужесточением экологических норм и стремлением повысить эффективность отечественного производства двигателей.
ВАЗ-2104i (1,5 л)
Первый инжекторный двигатель, который был установлен на «семёрки», представлял собой модифицированный 1,5-литровый мотор с системой распределенного впрыска топлива.
- Особенности: Более стабильная работа на холостом ходу, снижение расхода топлива, улучшенные экологические показатели.
- Типичные проблемы: Выход из строя датчиков (лямбда-зонд, ДМРВ), засорение форсунок, проблемы с электронной системой управления двигателем (ЭБУ).
ВАЗ-21067 (1,6 л)
Инжекторная версия мотора 2106, которая устанавливалась на последние модификации ВАЗ 2107.
- Особенности: Самый мощный из двигателей Лада Классика (ВАЗ 2105/2107), обладал относительно неплохой динамикой.
- Типичные проблемы: Те же, что и у 2104i, плюс возможные проблемы с прокладкой ГБЦ из-за нагрузок.
Общие проблемы российских моторов «Классики»
Несмотря на свою легендарную надежность ВАЗ, большинство моторов Классика имели схожие недостатки, характерные для АвтоВАЗ моторов того периода:
- Ограниченный ресурс: Хотя ресурс двигателя Классика считался неплохим для своего времени, он уступал многим зарубежным аналогам. В среднем агрегаты служили 150-200 тыс. км до первого капитального ремонта, при должном обслуживании.
- Проблемы с системой охлаждения: Склонность к перегреву из-за забитых радиаторов, неисправных термостатов и водяных помп.
- Течи масла: Износ сальников коленвала и распредвала приводил к постоянным подтекам масла.
- Износ деталей ГРМ: Растяжение цепи, износ распредвалов и рокеров на ранних версиях, а на более поздних – обрыв ремня ГРМ.
- Проблемы с карбюратором: Постоянная необходимость в регулировке, засорение жиклеров, повышенный расход топлива.
- Электрика: На инжекторных версиях возникали проблемы с электропроводкой, датчиками и ЭБУ.
- Качество сборки: Не всегда стабильное качество комплектующих и сборки на отечественном производстве также вносило свой вклад в общие проблемы.
Какой двигатель выбрать?
Если вы рассматриваете покупку ВАЗ 2105/2107 сегодня, какой же мотор Классика предпочесть?
- Для неприхотливой эксплуатации и самостоятельного ремонта: Карбюраторные версии (особенно 1.5 л и 1.6 л) будут лучшим выбором. Их проще обслуживать, а запчасти доступны и недороги.
- Для более современных требований и экономии топлива: Инжекторные версии дают небольшое преимущество в расходе и динамике, но требуют квалифицированного подхода к ремонту электроники.
Двигатели Лада Классика (ВАЗ 2105/2107), несмотря на все свои недостатки, сыграли огромную роль в развитии российского автопрома. Они были относительно простыми, ремонтопригодными и доступными, что обеспечило их массовое распространение. Надежность ВАЗ в значительной степени зависела от ухода за этими моторами, а их ресурс двигателя Классика позволял эксплуатировать автомобили десятилетиями. Сегодня эти силовые агрегаты остаются символом эпохи и предметом интереса для многих любителей классического автопрома.